Спустя 37 лет двигатели Вояджера-1 снова запущены

Космические зонды Вояджер-1 и Вояджер-2 летят уже 40 лет – они были запущены в 1977 году. Их миссия заключалась в посещении планет-гигантов, и этот план был не только выполнен, но и многократно перевыполнен. Эти зонды до сих пор летят, вышли на границу Солнечной системы, и сейчас являются самыми быстрыми техническими устройствами, когда-либо созданными человеком. Мало того, они все еще передают бесценную научную информацию оттуда, где никогда никто не бывал, и вряд ли будет в обозримом будущем.

В течении 40 лет полета Вояджер-1 для ориентации в пространстве использовал двигатели, которые с помощью миллисекундных импульсов позволяли удерживать антенну направленной к Земле. Но уже в 2014 году инженеры из команды Вояджер заметили, что эти двигатели заметно деградировали, что и неудивительно после стольких лет. Теперь для удержания аппарата в правильном положении им требуются все больше импульсов и энергии, которой итак дефицит. Ремонт на удалении в 21 миллиард километров, конечно, тоже невозможен.

Поэтому была собрана группа экспертов, которая проанализировала различные варианты развития событий и поведение аппарата. В итоге было решено попробовать использовать подруливающие устройства, которые не использовались 37 лет. Последний раз они включались в 1980 году, когда аппарат был пролетал около Сатурна.

Дело оказалось не очень простым – пришлось поднять архивы и изучить программное обеспечение, которое было написано 40 лет назад на языке ассемблер, чтобы для начала безопасно провести тесты двигателей.

Бессменный руководитель миссии Вояджер Эд Стоун. Занял свой пост в 1972 году, сейчас ему 78 лет.

28 ноября 2017 года инженеры дали команду на запуск двигателей и коррекцию положения зонда с помощью 10-миллисекундных импульсов. Ожидать результата пришлось 19 часов 35 минут, и когда он пришел, выяснилось, что двигатели подруливающих устройств не только запускаются, но и успешно справляются с задачей.

Вдохновленные успехом, инженеры команды Вояджер намерены провести такой же эксперимент со вторым аппаратом. На Вояджере-2 двигатели управления движением пока не деградировали, но проверить дополнительные системы будет не лишним.

Успешные испытания позволят продлить срок использования зондов Вояджер еще на несколько лет.

Развернуть статью

Еще на эту тему

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *